Детский сад № 30 Ржев

«Особенности организации НОД по подготовке детей подготовительной к школе группы к обучению грамоте»

«Особенности организации НОД по подготовке детей подготовительной к школе группы к обучению грамоте»

Разработала: Пушкина Людмила Юрьевна- воспитатель подготовительной к школе группы.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка   к обучению грамоте.
(Слайд №2) От того, насколько успешно ребенок освоил основы звукового анализа, дифференциации звуков, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.  Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходиться на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать еще в детском саду.
( Слайд №3) Существуют несколько основных компонентов, которые входят в процесс обучения   грамоте:
- формирование звуковой стороны речи: т.е. ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков;
- формирование фонематических процессов, подразумевает умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- в понятие готовности к звуковому анализу и синтезу входит  умение выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных и согласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове; последовательно выделять звуки и устанавливать их место в слове;
- знакомство детей с терминами: звук, слог, слово, предложение, звуки гласные, согласные, твердые, мягкие,  учит детей работать со схемой слова, предложения;
- навык чтения формируется у ребенка только после овладения навыками звукового и слогового анализа и синтеза.

(Слайд №4) Этапы. При обучении грамоте необходимо формировать у детей основные понятия, такие как  «предложение», «слово», «слог», «звук» .  (Слайд №5)  На первом этапе дети узнают, что наша речь состоит из предложений. Каждое предложение это законченная мысль. Когда мы произносим предложение, то в конце каждого из них мы понижаем голос, останавливаемся, делаем паузу. Дети учатся выделять предложения из речи, определять на слух количество предложений в тексте; работают над выделением слов из предложений, определением кол-ва слов в предложении; приходят к выводу, что предложение состоит из слов, связанных по смыслу.  Далее знакомятся со схемой предложения. Учатся «записывать» предложения, упражняются в составлении предложений из 2-3, 4 слов с определенным словом.
Например: Составьте предложение  со словом солнце и составьте схему предложения (Ярко светит солнце. В этом предложении 3 слова. Первое слово Ярко, пишем с заглавной буквы, второе – светит, третье- солнце.
В конце предложения ставим точку).
(Слайд №6) Также дети учатся составлять предложения по опорным картинкам; по схемам с заданным   количеством слов.
СЛОВО. После того как дети хорошо усвоили структуру предложения, знакомимся с составом слова.  Дети узнают, что слово  состоит из слогов (частей); учимся делить слова на слоги. Знакомимся со способами деления слов на части. Можно слово делить хлопками, простукиванием пальцем по столу, но более точный способ – это контроль рукой за опусканием подбородка. Сколько раз подбородок коснется руки, столько слогов в слове (ПРИМЕР: мак, Ма-ша) и т.д..
Знакомимся с короткими и длинными  словами  (дом, муравей). Короткое слово состоит из одного слога, а длинное из нескольких частей-слогов. С помощью  слоговых домиков, вагончиков упражняемся в делении сов на части.
Следующий этап – знакомство  с образованием слогов - состоят из звуков (слияние звуков). В образовании слогов, помогает звуковая зарядка.  (тренинг с воспитателями)

Например: Верни слог: р,а –ра,  к,и, -ки, о, т – от
- верни звуки: му – м,у; ан – а,н; ки – к, и
- вернуть слово: к,о,т –кот, т,о,к – ток, к,и,т – кит
- вернуть звуки: сок – с,о,к, мак – м,а,к,  роза –р,о,з,а.
-Усложняем задачу – вернуть только гласные: мак-а, сом-о, роза-о, а:
- вернуть согласные :шум –ш,м, дым-д,м.

(Слайд №7) Следующий этап - знакомство со звуками. При знакомстве со звуками начинаем знакомиться с звуковым составом слова, в этом нам помогают «звуковые бусы»  «Звуковые бусы» представляют собой цепочки кругов (как бы нанизанные на ниточку бусины), каждая бусинка – это определенный звук в слове; сколько звуков в слове, столько бусинок в бусах. Работа со «звуковыми бусами» помогает детям научиться слышать каждый звук в слове.
Далее идет  знакомство с гласными и согласными звуками - бусины-круги приобретают цвет: красный кружок обозначает гласный звук, синий – согласный твердый, зеленый – согласный мягкий.
Когда знакомимся  со звуками с помощью схемы (рыбки или полоски с тремя окошками) тренируемся в определении позиции звука в слове.
Например, такое задание: Где прячется звук (определить положение звука в слове: в начале, в середине или в конце слова)

Далее начинаем знакомить со звуковым анализом слова. Слова даем, которые четко слышим и не изменяется звук. Слова для звукового анализа даем по принципу от простого к сложному.

Последовательности предъявления слов для звукового анализа:

-Слова из двух гласных (ау, уа);

- слова из двух звуков (ум, ах, ус);

- слова из трех звуков (дым, мир);

- слова из двух открытых слогов (ваза, мама);

- слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист)

- слова из одного слога со стечением согласных в начале (двор, гром);

- слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов(галка, сумка);

- слова из трех открытых слогов (Лариса, работа).

(Слайд №8) При работе со звуковым  анализом  слова учим детей  пользоваться алгоритмом. Пример:  ЗИМА

1.Произнеси слово и послушай его.

2. Произнеси слово по слогам.

3. Выдели первый звук в слове, назови его, охарактеризуй.

4.Обозначь выделенный звук кружком нужного цвета.

5. Выдели  второй звук в слове, назови и охарактеризуй его.

6.Выдели третий звук и т.д.

7. Прочитай по кружкам слово целиком.

8.Ответь на вопросы: сколько всего звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных?

(Слайд №9) Чтобы подготовка к обучению грамоте прошла успешно, нужно создать условия для интересной работы , в этом нам поможет хорошо оснащенная развивающая  предметно-пространственная  среда (РППС).

-Наглядный материал;
-Различные дидактические пособия;
-Подшивки ребусов;
-Картотеки артикуляционной , дыхательной и пальчиковой гимнастики
-Картотеки игровых упражнений;
- Дидактические игры фабричные и сделанные своими руками и т.д.

Итог. Подготовка к обучению  грамоте – ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, нашего терпения, доброжелательности. Пусть он от занятия к занятию чувствует свой успех, делает какие-то маленькие «открытия» для себя и с радостью идет на каждое занятие.

16 января 2020 в 19:54

Прикреплённые файлы:

Документ: «Особенности организации НОД по подготовке детей подготовительной к школе группы к обучению грамоте»

Описание файла:

Файл называется: prezentacija-po-obucheniyu-gramote_kpcbt.ppt

Это официальный файл организации «Детский сад № 30 Ржев», в нём содержится «Особенности организации НОД по подготовке детей подготовительной к школе группы к обучению грамоте».

Размер файла: 5,34 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.