Детский сад № 30 Ржев

Создание эффективной практико-ориентированной среды, направленной на понимание сущности и важности концепции математического образования в дошкольном возрасте

Создание эффективной практико-ориентированной среды, направленной на понимание сущности и важности концепции математического образования в дошкольном возрасте

С введением  Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и реализацией Концепции математического образования в РФ, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ встал особенно актуально.

В связи с модернизацией образования важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятельной деятельности детей в развивающей предметно-пространственной среде, обеспечивающей воспитание каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Поэтому одной из задач годового плана работы МДОУ детский сад № 30 является задача по формированию и развитию у детей дошкольного возраста познавательной активности, логического мышления, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей, через усвоение ими логико-математических представлений и способов познания.

Понимая всю значимость поставленной задачи в контексте современного образования, одним из разделов годового плана является План  мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в МДОУ детский сад № 30. (краткое рассмотрение плана по разделам)

При проектировании предметно-развивающей среды, связанной с развитием математических представлений у дошкольников, мы уделяем внимание таким компонентам как предметное содержание, его пространственная организация и их изменения во времени.

К предметному содержанию, связанному с математическим развитием детей дошкольного возраста относятся:

· игры, предметы и игровые материалы, с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной со взрослым и сверстниками деятельности

· учебно-методические пособия, модели, используемые взрослым в процессе обучения детей

· оборудование для осуществления детьми разнообразных деятельностей (например, материалы для экспериментирования, измерений) 

Игры, игровой материал, модели, пособия, книги и рабочие тетради подбираются в соответствии с требованием Программы в каждой возрастной группе, располагаются на доступном для детей уровне и постоянно обновляются.

В группах раннего и младшего возраста предметы ближайшего окружения являются источником любопытства и первой ступенью познания мира, поэтому необходимо создание насыщенной предметной среды, в которой происходит активное накопление чувственного опыта ребенка.

Игрушки и предметы в группе отражают богатство и многообразие свойств, стимулируют интерес активность. Важно помнить, что ребенок многое видит впервые и воспринимает наблюдаемое как образец, своего рода эталон, с которым он будет сравнивать все увиденное позже.

В группе детей младшего дошкольного возраста основное внимание уделяется освоению приема непосредственного сравнения величин, предметов по количеству, свойствам.

Из дидактических игр предпочтительны игры типа лото, логических кубов, вкладышей, парных картинок. Представлены также мозаика, крупные пазлы, наборы кубиков из 4—12 штук, развивающие игры (например, «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уголки» и т.п.), а также игры с элементами моделирования и замещения.

Дети этого возраста активно осваивают эталоны формы, цвета, поэтому данный период называют стадией «предметных эталонов». Как правило, дети выделяют 3—4 формы, но затрудняются абстрагировать форму, цвет в малознакомых и «необычных» предметах. Для успешного различения свойств детям необходимо практическое обследование, «манипулирование» с предметом (держать в руках, хлопать, ощупывать, надавливать и т. п.). Точность различения свойства зависит напрямую от степени обследования предмета.

Дошкольники  успешно осуществляют простые действия: группировку фигур, сортировку по заданному признаку, упорядочивание 3—4-х элементов по наиболее ярко представленному свойству.

Для развития мелкой моторики с детьми проводятся игры с песком и водой,  игры с прищепками, всевозможными замочками, коробочками, баночками с крышечками, мешочками, липучками и застежками.  

 Детское экспериментирование — один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребенку взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте.

Пятый год жизни (средняя группа).

В этом возрасте происходят качественные изменения в развитии восприятия, чему способствует освоение детьми 4—5 лет некоторых сенсорных эталонов (формы, цвета, размерных проявлений). Дети успешно абстрагируют значимые свойства предметов.

Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру. Некоторый опыт познания окружающего у ребенка уже есть и требует обобщения, систематизации, углубления, уточнения. С этой целью в группе подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств. Например, музыкальные инструменты и шумовые предметы можно слышать; книги, картинки, калейдоскопы можно видеть; баночки с ароматизированными веществами, флаконы из-под духов можно узнать по запаху.

В средней группе используются материалы и пособия, которые позволяют организовать разнообразную практическую деятельность детей: пересчитать, соотнести, сгруппировать, упорядочить. С этой целью широко применяются различные наборы предметов (геометрические фигуры; игрушки, природный материал (шишки, ракушки, и т. п.). 

В среднем дошкольном возрасте дети активно осваивают средства и способы познания. В процессе сравнения предметов дошкольники более дифференцированно различают проявления свойств, не только устанавливают их «полярность», но и сравнивают по степени проявления.

Также в группе есть игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции); группировку по свойствам; воссоздание целого из частей (типа «Разрезные картинки», «Подбери заплатку»,  пазлы из 12—24 частей);

В данном возрасте воспитателями  организуются разнообразные игры на сериацию, выделение свойств и группировку по заданным свойствам.

Для освоения и измерения  используются различные меры: полоски картона разной длины, тесемки, шнуры, стаканчики, коробки и т. п.

В математическом уголке размещены различные варианты книг, рабочих тетрадей для рассматривания и выполнения заданий. Для активизации детской деятельности с подобными материалами  используют листы с заданиями (картинки для дорисовки, лабиринты и т.п.).

Старшая и подготовительная группы

В старшем дошкольном возрасте важно развивать любые проявления самостоятельности, самоорганизации, самооценки, самоконтроля, самопознания, самовыражения. Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки личного опыта. Это находит отражение в развивающей среде группы, в которую вносится содержание, расширяющее личный опыт ребенка.

В группах выделено  специальное место и оборудование для игротеки, которая способствует математическому развитию детей. Это дидактические, развивающие и логико-математические игры, направленные на развитие логического действия сравнения, логических операций классификации, сериации, узнавание по описанию, воссоздание, преобразование, ориентировку по схеме, модели; на осуществление контрольно-проверочных действий; на следование и чередование и др.

Для развития логики воспитатели используют игры: «Логический поезд», «Логический домик», «Четвертый лишний», «Поиск девятого», «Найди отличия»; тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников;  игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности, направленные также на развитие психических процессов, в особенности внимания, памяти, мышления.

Для организации детской деятельности используются разнообразные развивающие игры, дидактические пособия, материалы, позволяющие «потренировать» детей в установлении отношений, зависимостей. Соотношение игровых и познавательных мотивов в данном возрасте определяет, что наиболее успешным процесс познания будет в ситуациях, требующих сообразительности, познавательной активности, самостоятельности детей. 

Традиционно используются разнообразные развивающие игры (на плоскостное и объемное моделирование), в которых дети не только выкладывают картинки, конструкции по образцам, но и самостоятельно придумывают и составляют силуэты. В старшей и подготовительной группах представлены разные варианты игр на воссоздание («Танграм», «Колумбово яйцо»  и др.).

Развитие словесно-логического мышления и логических операций (прежде всего обобщения) позволяет детям старшего возраста подойти к освоению числа. Дошкольники начинают осваивать способ образования и состав числа, сравнение чисел, для чего используют модели «Домик чисел»,»Волшебные ромашки» и  игры  «Примеров много — ответ один», «Торопись, да не ошибись» и др.

Воспитателями старших и подготовительных к школе групп используется один из видов инновационных педагогических технологий - мультимедийные разработки по теме  «Путешествия в занимательную математику».

Вариативность средств измерения (часов разных видов, календарей, линеек и т. п.) активизирует поиск общего и различного, что способствует обобщению представлений о мерах и способах измерения. Данные пособия применяются в самостоятельной и совместной со взрослым деятельности детей. Материалы, вещества  имеются в достаточном количестве; эстетично представлены; воспитатели позволяют экспериментировать с ними (измерять, взвешивать, пересыпать и т. п.). 

При организации детского экспериментирования стоит новая задача: показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир, например микроскопа. 

Интерес детей к головоломкам поддерживается за счет размещения в игротеке веревочных головоломок, игр на передвижение, а также за счет использования игр-головоломок с палочками.

В старшем дошкольном возрасте дети проявляют интерес к кроссвордам, познавательным заданиям. 

Повышение детской самостоятельности и познавательных интересов определяет более широкое применение в данных группах познавательной литературы (детских энциклопедий), рабочих тетрадей. Наряду с художественной литературой в книжном уголке  представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольника.

К концу старшего дошкольного возраста дети уже имеют опыт освоения математических деятельностей (вычисления, измерения) и обобщенных представлений о форме, размере, пространственных и временных характеристиках; также у детей начинают складываться обобщенные представления о числе. Старшие дошкольники проявляют интерес к логическим и арифметическим задачам, головоломкам; успешно решают логические задачи на обобщение, классификацию, сериацию.

Освоенные представления начинают обобщаться и трансформироваться. Дети уже способны понять некоторые более абстрактные термины: число, время; начинают самостоятельно выделять характеристические свойства при группировке множеств и т. п. Значительно совершенствуется понимание неизменности количества, величины (принцип, или правило сохранения величины): дошкольники выделяют и понимают противоречия в данных ситуациях и пытаются найти им объяснения.

Развитие произвольности, планирования позволяет более широко применять игры с правилами — шашки, шахматы, нарды и т. п.


Планирование работы по математике

Возрастные группы

Задачи работы с детьми

1 младшая группа

Научить детей соотносить и подбирать предметы по форме, цвету, размеру;

Понимать простейшие слова, характеризующие количество: много-мало, пустой-полный, а также обобщенную характеристику размера большой-маленький;

Различать один и два предмета;

Выполнять различные ручные действия (открыть-закрыть, класть-вынимать и т.п.;

Выполнять различные действия в соответствии с устройством предмета (извлекать звуки из озвученных игрушек, пользоваться движущими игрушками и т.п.)

Помочь освоить операцию сериации на уровне предметного действия (пирамидки, матрешки, формы-вклвдыши)

Учить показывать и называть простейшие геометрические формы

(круг, треугольник, шар, куб);

Учить показывать и называть основные цвета – красный, синий, желтый.

Создавать предпосылки для формирования представления об упорядоченной последовательности на примере сказок, песенок и потешек с циклическим сюжетом.

Знакомить детей с понятием такой же, одинаковый, столько же, другой, несколько, еще, кусочек.

Поддерживать интерес к собиранию конструкций и созданию построек из различного материала.

2 младшая группа

Различать количество в пределах 3, знать порядок числительных в пределах 5;

Познакомить с  примерами упорядоченной  временной  последовательности, с названиями частей суток, с понятиями вчера, сегодня, завтра, со словами, выражающими пространственное расположение предметов (спереди-сзади, вверху-внизу, далеко-близко);

Совершенствовать операцию сериации в ходе игр с дидактическими игрушками; Осуществлять сериацию- построение упорядоченного ряда по возрастанию или убыванию какого-либо признака, без соответствующих обозначений степени его выраженности в речи ребенка;

Различать  и называть простейшие геометрические формы

(круг, треугольник, шар, куб);

Учить различать и называть основные цвета – красный, синий, желтый.

Учить различать и называть размер: большой-маленький, длинный короткий, высокий-низкий, глубокий- мелкий;

Осуществлять классификацию по одному признаку или свойству: выделять группу предметов, имеющих общее название или общий сенсорный признак; сравнивать предметы по одному признаку или свойству;

Устанавливать сходство, тождество или различие предметов по одному признаку или свойству;

Создавать предпосылки для формирования представления об упорядоченной последовательности на примере сказок, песенок и потешек с циклическим сюжетом.

Поддерживать интерес к собиранию конструкций и созданию построек из различного материала.

Средняя группа

Различать количество в пределах 5, считать до 5; осуществлять отсчет и пересчет в пределах 5, знать порядок следования чисел от 1 до  9, узнавать и называть все цифры;

Правильно употреблять названия частей суток, понятий вчера, сегодня, завтра, слова выражающие пространственное расположение предметов: над, под, около, перед, за, в), наречия (спереди- сзади, вверху-внизу, близко-далеко)

Воспроизводить временные последовательности: сюжет, развитие растения, производство предмета;

Различать  и называть простейшие геометрические формы

(круг, треугольник, шар, куб);

Учить различать и называть цвета – красный, синий, желтый.

Учить различать и называть размер: большой-маленький, длинный короткий, высокий-низкий;

Сравнивать предметы по одному признаку или свойству;

Устанавливать сходство или различие предметов по одному заданному признаку или свойству;

Учить понимать и правильно употреблять прилагательные в сравнительной и превосходной степени сравнения, строить ряды большой, больше, самый большой;

Создавать условия для сохранения познавательной мотивации у каждого ребенка; Для поддержания интереса к собиранию конструкций и созданию построек и композиций из различного материала.

Старшая группа

Знакомить детей со способами выражения количества через число – счетом и измерением;

Знакомить с процедурами измерения разных величин: длины, массы, температуры, объема;  С приборами и инструментами для измерения разных величин, с единицами измерения, с арифметическими действиями сложения и вычитания, с делением целого на части, их названиями (половина, четверть)

С составом чисел первого десятка;

С наименование величин, получаемых в результате счета или измерения;

Учить отсчету и пересчету, порядковому и обратному счету в пределах 10;

Сравнению величин на основе измерения;

Пониманию и правильному употреблению понятий «больше»,  «меньше», «равно»;

Определять путем измерения длину, массу, температуру, объем, время;

Различать преобразования, изменяющие и сохраняющие размер, количество;

Различать и правильно называть геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник;

Классифицировать по одному и двум признакам;

Производить сериацию, пользоваться обобщающими словами, находить закономерности и продолжать ряды;

Подготовительная к школе группа

Закреплять навыки счета и  решения задач;

Содействовать развитию логического мышления (способность выделять признаки и свойства предметов, обобщать, классифицировать, понимать закономерности, учить находить и формулировать причинно-следственные связи, учить строить простейшие доказательства и рассуждения. (лото, загадки, четвертый лишний, ребусы и т.п.)

Развивать пространственное воображение (плоскостное и объемное конструирование из геометрических форм, предлагать головоломки, конструкторы и мозаики);

Формировать представления о количестве, познакомить с операциями счета и измерения, дать представление об алгоритме счетной операции;

Знакомить с единицами измерения величин (масса, объем, длина, температура, временные интервалы);

Помочь запомнить порядок следования и понять закономерность построения натурального числового ряда;

Помочь запомнить состав чисел первого десятка;

Формировать навыки прямого и обратного счета в пределах 10;

Учить сравнивать по количеству, используя разные приемы, использовать выражения «больше», «меньше», «равно»;

Учить сравнивать предметы по размеру,  длине,  высоте, ширине, используя понятия «больше», «меньше», «равно»;

Формировать операцию пересчета дискретных предметов в пределах 10;

Познакомить детей с цифрами;

Дать представление о размене существующих в обращении монет;

Познакомить с простейшими арифметическими операциями сложения и вычитания, помочь осознать связи между действиями и характером изменениями количества

В группы младшего  возраста очень хотелось бы приобрести разнообразные мягкие конструкторы-модули позволяющие использовать разнообразные формы организации деятельности.

19 декабря 2018 в 21:21

Прикреплённые файлы:

Документ: Создание эффективной практико-ориентированной среды, направленной на понимание сущности и важности концепции математического образования в дошкольном возрасте

Описание файла:

Файл называется: znachenie-rps-v-razviti-matematicheskih-sposobnostei-doshkolnikov_kpcbt.pptx

Это официальный файл организации «Детский сад № 30 Ржев», в нём содержится Создание эффективной практико-ориентированной среды, направленной на понимание сущности и важности концепции математического образования в дошкольном возрасте.

Размер файла: 20,26 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.